Методист отдела - Ершов Сергей Анатольевич 197101, Санкт-Петербург,
Каменноостровский проспект, 36/73.
телефоны: (812) 346-26-08
Расписание занятий
Положение об отделе Образовательные программы

Туристско-краеведческий отдел ГБУ ДО ДДТ Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе отдела несколько лет назад создан Районный туристский опорный центр (РТОЦ), занимающийся координацией туристско-краеведческой работы в Петроградском районе, а также отвечающий за проведение Оздоровительной кампании в сфере нестационарного отдыха детей.

Наш отдел существует уже несколько десятилетий и история его появления и становления связана прежде всего с деятельностью нашего замечательного педагога, опытнейшего туриста и руководителя клуба «Странник» Владимира Ивановича Смирнова. Именно он стоит у истоков многочисленных традиций и правил юных путешественников нашего района, да и города в целом. Благодаря энтузиазму и увлечённости своим делом, за многие годы работы Владимиру Ивановичу удалось создать крепкий туристский коллектив, в котором выросло не одно поколение ребята, а представители ранних наборов в клуб уже привели на занятия по туризму собственных детей.

Для более молодых педагогов отдела туристский клуб «Странник» является прекрасным примером интересной и серьёзной работы с детьми. Ну и конечно, Владимир Иванович всегда готов поделиться опытом из своих многочисленных путешествий. Например, именно по его схемам и словесным описаниям многие педагоги совершают краеведческие путешествия по таким непростым для ориентирования районам Ленобласти, как станции Лейпясуо и Каннельярви, где располагался один из укрепрайонов «линии Маннергейма». В туристском коллективе отдела работает также методист Районного туристского опорного центра - Ершов Сергей Анатольевич, и три педагога: Никонорова Ирина Александровна, Киселёва Светлана Дмитриевна и Закацола Андрей Геннадьевич.

Наш отдел занимается туристско-краеведческой работой с учащимися. Непосредственно на базе ДДТ, в нашем кабинете проходит лишь малая часть наших занятий. В аудитории мы разбираем с ребятами, в основном, теоритические вопросы туризма: масштабы и условные знаки карт, туристские узлы, медицинские повязки, аптечка, планируем предстоящие маршруты, готовим отчёты о маршрутах пройденных. Основное наше рабочее время проходит на выездах с учащимися за город, где происходит применение знаний на практике. Мы в своих занятиях исходим из того, что турист должен уметь, по большому счёту, три вещи: при помощи карты и компаса найти указанное место, при необходимости по дороге туда преодолеть препятствие в виде реки или крутого склона и в случае необходимости оказать первую помощь товарищу.

Важнейшим разделом нашей работы с учащимися является краеведение. Это, можно сказать, особый стиль детско-юношеского туризма в Петроградском районе, что связанно с деятельностью клуба «Странник» и историко-краеведческого объединения «Карелия», одним из членов которого является наш педагог Владимир Иванович Смирнов. Благодаря таким связям в нашем кабинете всегда с большим интересом и вниманием относятся к вопросам истории Родного края, в частности, советско-финской войны. Многие краеведческие путешествия по Ленинградской области наши педагоги совершают именно с подачи коллег из ИКО «Карелия».

Из спортивных путешествий наших учащихся и педагогов нельзя не отметить дальние и сложные путешествия 1-3 категории сложности по таким районам России как Западный Кавказ, Кольский полуостров, Урал и Вологодская область. Такие путешествия совершаются с учащимися, уже имеющими определённый туристский опыт и обладающими необходимой физической и психологической подготовкой.

Важная особенность туристской работы с детьми в её всесезонности. Летом, например, мы совершаем пешие и горные походы, а также походы на байдарках. В зимний период мы готовим свои лыжи, достаём зимние палатки с печками и совершаем лыжные путешествия, в частности, по тундре Кольского полуострова.

Если говорить о практических вещах, то ребята действительно получают некоторые навыки, которые можно назвать ценными: умение завязывать множество разных узлов и их применять в определённых ситуациях; кататься на беговых и туристских лыжах с рюкзаком и без; разбираться в любых картах и схемах; уметь оказать первую помощь и дать необходимое лекарство пострадавшему. Звучит, может, и скромно, но за этими ёмкими словами явственно проглядывают профессии промышленного альпиниста, спасателя, медика, инструктора по туризму или в какой-то смежной области. Но сё же самое главное – не это! Настоящая ценность туристского кружка для ребят в добром и надёжном коллективе единомышленников, настоящих товарищей, с которыми ты разделил радости и печали дальнего путешествия – твои настоящие друзья.

Главным достижением на сегодняшний день можно назвать стабильную и регулярную туристско-краеведческую работу в Петроградском районе в тандеме с нашим большим другом из 85 гимназии Ивановым Андреем Юрьевичем, организатором высококлассных археологических экспедиций с учащимися и многолетним участником наших туристских дел. Именно наши два учреждения в районе создают тот туристский педагогический актив, который проводит туристские слёты и соревнования, а также представляет Петроградку на городских смотрах и соревнованиях.

Из спортивных успехов и достижений можно назвать множество стартов и конкурсов, районных, городских и всероссийских, где мы участвуем постоянно, с разной степенью успешности, но уж ниже середины протокола стараемся не спускаться, а иногда поднимаеся даже на самые первые позиции. Например, в городском смотре-конкурсе спортивных походов и экспедиций «По Родной стране» коллективы Смирнова В.И. и Ершова С.А. многократно занимали призовые места, а это один из важнейших конкурсов в детско-юношеском туризме Санкт-Петербурга.

Но все-таки главное наше достижение – это дружные детские коллективы, объединённые хорошим делом, которые остаются с ребятами и после 18-летия.