Материалы к выставке «История одного дома»
(из собрания музея «Благотворительная деятельность семьи принца П.Г. Ольденбургского на
Петроградской стороне»)

 

    Комплекс зданий на Камменноостровском проспекте, 36/73 является региональным объектом культурного наследия. В его создании и реконструкции с 1838 по 1897 годы принимали участие архитекторы:
Л.Я. Тиблин, В.В. Шауб, И.А. Претро, Г.И. Люцедарский.

             
Здание Женского училища принцессы Терезии Ольденбургской (Каменноостровский пр. д. 36/73)
     
Участок, где находится данный комплекс зданий, с начала XIX века до 1836 г. принадлежал управляющему Департаментом горных и соляных дел Гавриилу Симоновичу Качке и его семье. Затем участок с домом перешел купцу Ивану Рыжкову, в 1838 г. – капитану Шмидту, а в 1841 г. - принцу Петру Георгиевичу Ольденбургскому.

Середина XIX века – время реформ в сфере женского образования в России. Принц Петр Георгиевич Ольденбургский был одним из государственных деятелей, благотворителей, который всерьез занялся вопросом развития народного образования, стремясь сделать его доступным всем слоям русского общества. В 1841 г. он покупает участок с двухэтажным зданием (1838 г. постройки) на углу Каменноостровского (дом 36) и Большого (дом 73) проспектов с целью учредить на этом месте училище для девочек из незажиточных семей. Обустройством училища занялась супруга П.Г. Ольденбургского, принцесса Терезия, которая разделяла взгляды своего супруга и поддерживала все его инициативы. Она принимала участие в разработке всех нормативных документов училища: программы учебного курса, правил поведения для учениц, инструкции для управления училищем, где до мелочей было прописано его устройство, обязанности служащих и личная точка зрения принцессы Терезии на воспитание. Согласно Уставу, в Училище принимали девочек из бедных семей всех свободных сословий от 6 до 13 лет и распределяли по классам в соответствии с их возрастом, знаниями и умениями. Первоначально обучение длилось 6 лет – всего было три класса с двухгодичным курсом в каждом. Училище было закрытым частным учебным заведением. Здесь воспитанницы не только учились, но и жили.         
                                 
Жозеф-Дезире Кур. Портрет принцессы Терезии Ольденбургской
  
Первый набор составлял 35 учениц, но с каждым годом количество воспитанниц увеличивалось (в один момент их количество достигло 200), и поэтому уже в 1853 году был построен новый четырехэтажный корпус, соединявшийся с первым зданием училища переходом.

Училище приняли в ведение Петербургского учебного округа. Контроль учебной части был возложен на ректора Санкт-Петербургского университета, действительного статского советника Петра Александровича Плетнева. Впоследствии эту должность занимали: Г. Ремгильд, Н.И. Миллер, А.М. Груздев и т.д.

Поначалу училище существовало на средства принцессы Терезии, в дальнейшем была введена плата за обучение, но по-прежнему оставались воспитанницы «на пансионе» частных лиц. Такие «пансионерки» были у принцессы Терезии, у принца П.Г. Ольденбургского, а впоследствии и у всех членов их семьи.

Т.Н. Лебединская, воспитанница Женского училища принцессы Терезии Ольденбургской.
    
Режим жизни воспитанниц Женского училища принцессы Терезии Ольденбургской определялся инструкцией. Вставали в 6 часов утра, затем шли на молитву в домовую училищную церковь (освящена во имя Воскресения Христова в 1842 г.). В 7 часов пили чай или молоко, в 8 часов начинались занятия. Первый урок – рукоделие; с 9 до 12 часов шли основные занятия. В 12 часов - обед, затем два часа отдыха. С 2 до 6 часов – время для выполнения заданий к следующему дню и для занятий музыкой и пением. В 6 часов вечера пили чай, до 8 часов – отдыхали. В 8 часов - ужин. В 9 часов воспитанницы ложились спать. Летом основных занятий не было, воспитанницы занимались рукоделием, музыкой, практиковались в иностранных языках, в хорошую погоду ходили купаться на Каменный остров на дачу семьи Ольденбургских.

Основными предметами в Училище принцессы Терезии Ольденбургской были: Закон Божий, русский язык, арифметика, домоводство, иностранные языки (французский и немецкий), история, география, рукоделие. На уроках Закона Божия заучивались молитвы, изучались Ветхий и Новый завет, происхождение церковных праздников и т.д.      
    
Учебник по немецкой грамматике. 1905 г.

В программе по русскому языку были предусмотрены чтение, чистописание, грамматика, краткое изложение истории литературы. Воспитанницы писали диктанты, сочинения, делали переводы с иностранных языков, глубоко изучали произведения Ломоносова, Карамзина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Принцесса Терезия обязывала воспитанниц по очереди писать предоставлявшиеся ей ежедневно расчетные счета и отчеты, чтобы можно было проследить их успехи в чистописании. Воспитанницы, имевшие красивый почерк, поощрялись в обязательном порядке. Предполагалось, что некоторые выпускницы училища смогут впоследствии работать в различных учреждениях и торговых конторах, переписывая какие-либо бумаги. В программе по арифметике было предусмотрено изучение простых чисел, простейшие арифметические действия с ними, простые и десятичные дроби. На уроках истории подробно изучалась история русского государства разных периодов. На географии давался обзор всех частей света, описание европейских государств и знакомство с их достопримечательностями. На уроках домоводства воспитанницы познавали азы ведения домашнего хозяйства, учились готовить, правильно сохранять продукты, сервировать стол.

Мерный кувшин. Производство «VILLEROY & BOCH». Дрезден. Начало ХХ в.
Приспособления для удаления сердцевины яблока. Начало ХХ в.


Рукоделие было одним из обязательных уроков и было введено в программу всех классов. В начальном классе воспитанниц обучали шитью, вязанию. В следующем классе девочки учились вышивать, шить скроенное платье. А в старшем классе они уже умели сами снимать мерки, кроить и шить одежду.

Образец вышивки бисером. Начало ХХ в.
Схемы вышивки латинских букв. Начало ХХ в.
 
В училище также преподавалась и музыка, хотя являлась дополнительным предметом. Инспектором музыки в училище долгое время был известный немецкий пианист и композитор Адольф Гензельт. После его смерти должность инспектора занимал профессор Санкт-Петербургской консерватории Н.С. Лавров. Большое значение придавалось и физическому воспитанию девочек: по утрам они делали зарядку, занимались гимнастикой, много гуляли, летом купались, посещали уроки танцев. Особое внимание в училище уделялось также нравственному воспитанию девочек.

В 1855 г. министр просвещения Н. П. Норов по просьбе принцессы Терезии предоставил успешно закончившим училище выпускницам право получать свидетельство на звание домашней учительницы без нового экзамена в университете. В это же время воспитанницы училища были приравнены к воспитанницам казенных училищ второго разряда, хотя учебное заведение принцессы Терезии по-прежнему оставалось частным. Появились новшества: введены дополнительные классы, новые предметы: геометрия, естественная история, физика, алгебра, педагогика, гигиена, занятия по уходу за детьми, оказанию первой медицинской помощи, воспитанниц стали отпускать домой на рождество, пасху и летние каникулы.

Попечение об Училище после своей смерти Тереза завещала членам семьи. В 1870-х-нач. 1880-х гг. поочередно заботу о нем взяли на себя Петр Георгиевич Ольденбургский и его старшая дочь Александра Петровна. За это время программа преподаваемых предметов в училище была приравнена к другим женским институтам и гимназиям. Училище стало называться институтом, хотя долго еще носило двойное название «Училище-Институт».

С 1883 г. по 1917 г. попечителями Женского института принцессы Терезии Ольденбургской стали Александр Петрович Ольденбургский и Тереза Петровна Ольденбургская, а после смерти последней заботы об училище  разделяла с А.П. Ольденбургским его супруга принцесса Евгения Максимилиановна. В 1884 г. был открыт подготовительный класс: дети в него принимались без экзамена, их готовили для поступления в 1-й класс. По ходатайству принца А.П. Ольденбургского в 1885 году было получено разрешение о предоставлении институту права выдавать ученицам серебряные и золотые медали.     
 
После революции Женский институт принцессы Терезии Ольденбургской был закрыт, а его учебные корпуса заняли другие учебные заведения.

 
6-я Советская единая трудовая школа.

     В 1918 г. в здании бывшего Института принцессы Терезии Ольденбургской (ул. Красных Зорь/Каменноостровский пр. 36/73) была открыта Советская Едтиная Трудовая школа № 6. Обучение в школе велось по двум ступеням. Школа с этим номером функционировала до января 1920 г. Заведующим школой был Грачев Василий Васильевич, его помощником – Смирнов Сергей Александрович.

 

Советская Единая трудовая школа №182 Петроградского района Ленинграда.

     Этот номер получила школа № 6 с таким же названием в начале 1920-х гг. Обязательное 9-летнее образование делилось на 2 ступени: I-я из пяти классов и II-я - из четырех.

 

Ученики и учителя школы № 182. В центре директор школы И.В. Скверский.

 

   Из воспоминаний выпускника 1927 г. Александра Годзевского: «После окончания семилетки я попал в школу № 182 в 3-й класс II ступени. В то время многое было иначе: Каменноостровский проспект назывался улицей Красных Зорь, а Большой проспект носил имя Карла Либкнехта. На этих улицах было активное трамвайное движение, а площадь Льва Толстого служила местом стоянки легковых извозчиков. В конце 1920-х гг. началось регулярное радиовещание, и на здании бывшего кинотеатра «Элит» установили громкоговоритель. Когда шли трансляции оперных спектаклей из Мариинского театра, десятки, а иногда и сотни людей стояли и слушали эти радиопередачи. Над входом в школу, со стороны площади Льва Толстого, висели часы – место свиданий».

    «Иногда на уроки [музыки] приходил, попросив разрешения, директор школы Сергей Александрович Смирнов, в длинном старомодном сюртуке. Он был преподавателем греческого языка в дореволюционном учебном заведении Терезии Ольденбургской, в помещениях которого располагалась 182-я школа; приходил послушать наше пение, иногда даже не один».

    Преподаватели школы № 182: Анна Георгиевна Мейснер (учитель русского языка), Берта Абрамовна Лурье (учитель алгебры и геометрии), Елена Гурьевна (?) (учитель истории), Зинаида Григорьевна (учитель пения, руководитель хорового кружка), директор школы  Сергей Александрович Смирнов (преподавал греческий язык в Женском институте принцессы Терезии Ольденбургской).

 

5-я средняя школа Петроградского района Ленинграда

     В 1931 г. Советская единая трудовая школа № 182 была преобразована в среднюю школу № 5. Школа имела II ступени. Начальная школа – I ступень – размещалась в здании по Большому проспекту. Классы IIступени находились в здании по Каменноостровскому проспекту.

     Из воспоминаний Ветошниковой Натальи Борисовны: «Учителя в школе были замечательные, некоторые из них были бестужевками или бывшими учителями Женского училища принцессы Терезии Ольденбургской. Особенно запомнились три хрупкие, маленькие ростом, но с огромной душой, замечательные женщины – Виталия Яковлевна Вольберг – учитель математики, Надежда Александровна Березкина – учитель истории, Мария Федоровна Щербакова – учитель русского языка и литературы. На учеников школы № 5 большое впечатление производил учитель музыки Горбенко Евгений Павлович, человек артистического вида: в бархатной блузе с бантом, с пышной вьющейся шевелюрой. Занятия в начальной школе проходили в актовом зале, где рояль стоял на сцене, разучивались преимущественно революционные песни. Затем рояль стоял уже в специальном классе, и в программу старших классов учитель включил изучение классической музыки. Евгений Павлович руководил хором в 40 человек».

   «На 3-м этаже здания школы находились кабинет химии, физики и классы для занятий. На 4-ом этаже – кабинеты биологии и изобразительного искусства (ИЗО). На первом этаже столовая, для питания в которой выдавали талоны».

   «В то время обучение было смешанное: в классах, довольно многочисленных, учились вместе девочки и мальчики. Единой школьной формы не имелось: девочки приходили в школу в домашних платьях, поверх которых надевали сатиновые халатики разных расцветок. Учебники выдавали в школе один на 2-3 человека, тетради фабрики «Светоч» покупали сами. Экзамены сдавали с 4-го класса. Помимо общих предметов, нас обучали слесарному, столярному и переплетному делу. На всю жизнь запомнился мне табурет, сделанный своими руками!»

    Уроки Военного дела были обязательны и для мальчиков и для девочек. В программу входили: разборка и сборка винтовки, санитарное дело, гражданская оборона, нормы ГТО и т.д. В школах № 182 и № 5 был кружок РОКК, члены которого имели специальную форму: гимнастерку с отложным воротником, с карманами на груди.

Удостоверение члена РОКК на имя  Т. Меринг

 

     В школе № 5 учащиеся увлекались спортом, учителем физкультуры был К.В. Шейерман.

 

Участники спортивного парада школы № 5. 1935 г.

 

      В школе был организован драматический кружок. Первым спектаклем, поставленным на школьной сцене, была пьеса «Платон Кречет» А. Корнейчука. Руководили кружком старшеклассники: Иван Великопольский и Вадим Вологодский.

Вадим Вологодский, ученик школы № 5, руководитель драмкружка

 

      Из воспоминаний выпускников школы: «Хоровой кружок участвовал в работе драматического, обеспечивая спектакли музыкальным сопровождением. Отсутствие музыкальных инструментов восполнялось фантазией исполнителей: пели через гребешок, обернутый тонкой бумагой, на струны рояля бросали тонкую цепочку, отчего получились звуки немногочисленного оркестра".

Драмкружок школы № 5. После спектакля. 1939 г.

 

     Школа № 5 считалась одной из лучших в городе. В 1939 году команда школы одержала победу в первенстве города на лучшую среднюю школу.

Госпиталь

      С самого начала Великой Отечественной войны выпускники школы № 5 встали в ряды защитников Родины. Здание школы было переоборудовано для приема раненых. В нем размещалось два госпиталя, в которых работали многие выпускники 5-й школы.

 

Фрагмент выставки «История одного дома». Медицинские инструменты перв. пол. ХХ в.

 

      Из воспоминаний Е.Л. Бурцевой: «Город постоянно бомбили, наш микрорайон особенно, так как фашисты знали о том, что здесь есть госпиталь. Госпиталь размещался в здании нынешнего ДДТ, кабинеты были превращены в больничные палаты. Но как раз в его здание ни одна бомба не попала. А вот оба дома напротив, на углу Ординарной и Большого проспекта пострадали».

Выпускницы школы № 5 (1938,1939 гг.), фронтовые подруги Нонна Норман и Юлия Антипина работали в блокадном Ленинграде медсестрами в госпиталях. Ленинград, май 1942 г.

     Следы военных лет время от времени всплывают до сих пор. Так во время одной из традиционных встреч выпускников школы № 182 во Дворце детского творчества на дверце старого шкафа обнаружили послание из прошлого: «В этом помещении в течение двух лет с сентября 1941 по февраль 1944 гг. помещалась аптека госпиталя. Мы здесь пережили: холоди голод, бомбардировку и обстрелы, темноту и смерть. Но ничто нас не сломило, ничто не поколебало нашей уверенности в том, что мы победим… Мы ушли вместе с нашей армией, которая гонит врага на Запад.  23.02.44  Белокопытова,  Розенцвейг…»

71-я средняя школа Петроградского района Ленинграда

 

     После окончания войны бывшее здание школы № 5 заняла средняя женская школа № 71 (1945-1964).

     Из воспоминаний Антонины Ефремовой: «Директором школы была Долгая Надежда Захаровна, учитель истории, женщина высокая, привлекательная, но очень строгая (говорили, что раньше она служила классной дамой в Женском институте принцессы Терезии Ольденбургской)».

    Из воспоминаний Антонины Ефремовой: «Я хорошо помню 3-й класс – первый мирный год после войны. На фотографии видно, как мы за время войны отстали в росте, да и одеты, кто в чем. Такие крохи, как первоклашки! Но уже в 4-м классе мы все быстро подросли, поправились и были все одеты в форму».

 

Ученицы 5-го класса школы № 71

 

Из воспоминаний Нины Мироновой: «Школа была женская, а во главе – строгая, седая, величественная Н.З. Долгая. Она умела держать школу в должном уровне несмотря ни на что. Началась учеба в нашем классе с классным руководителем Е.П. Левенберг, которая учила нас не только математике (а учила здорово, как выяснилось позднее), она учила нас жизни, начиная с умения ходить, вставать, здороваться, общаться, одеваться аккуратно, учила гигиене, кормила нас в школьной столовой – была нам мамой в школе, ведь наши мамы в то время очень много работали».

С 1947 г.  один из корпусов здания заняла Детская спортивная школа (ДЮСШ).
 
Дом пионеров Петроградского района (в настоящее время Дворец детского творчества Петроградского района)

 

В 1965 г. Исполком Ленинградского городского совета депутатов трудящихся решил закрыть школу № 71, а в освободившемся здании по Кировскому проспекту, 36 разместить Дом пионеров Петроградского района.

В 1991 г. Дом пионеров был переименован в Дом детского творчества, а в 2006 г., став победителем Всероссийского конкурса, учреждение получило новый статус и название «Дворец детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга».

 

Творческие работы воспитанников Дворца детского творчества Петроградского района